Новости

Республиканский форум «Право на счастье» для молодых семей инвалидов. Сибай. 21-22.08.2014г. | БЕЛОРЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ И РАЙОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БРО «ВОИ»

Республиканский форум «Право на счастье»  для молодых семей инвалидов. Сибай. 21-22.08.2014г.

Участники Форума представляющие Белорецкую ГРО «ВОИ» -семья Дубровских, Анатолий и Лиана.

Форум «Право на счастье – это уникальный шанс для семей молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.

Форум позволить  выявить,  как выполняются в нашей Республике конституционные права человека для инвалидов, с какими проблемами сталкиваются инвалиды и молодые семьи инвалидов. Форум предполагает  объединить  молодые  семьи городов и районов Республики, нуждающихся  в особом внимании и заботе, предоставить им возможность для полноценной реализации своих возможностей, как эффективному способу социальной адаптации в обществе.

Часто говорят, что страна сильна каждой семьей. Единение членов семьи как ячейки общества составляет фундамент и силу страны. Из чего состоит основа семьи? Из интересов семьи, из того, насколько семья может быть дружной. И, конечно, для людей с ограниченными возможностями здоровья семья имеет большую значимость.

Учредителями и организаторами Форума явились:

Башкирская республиканская организация ООО «ВОИ», Администрация городского округа г. Сибай и  Благотворительный фонд «Зауралье».

Целью форума организаторы обозначили  активизацию  позиции общественных объединений  в отношении нуждающихся молодых инвалидов, семей; формирование активной социальной позиции  семьи молодых инвалидов  в современных условиях; укрепление роли семьи в социализации молодых инвалидов; расширение границ общения и установление дружеских контактов между молодыми инвалидами

В задачи Форума входило:  организовать и провести   Республиканский форум «Право на счастье»  для молодых смей с ограниченными возможностями здоровья до 35 лет;выявить,  как решаются  в республики конституционные права человека  для инвалидов и оказать им действенную помощь в защите прав и интересов;

содействовать в реализации программ и мероприятий, направленных на поддержку семей инвалидов в обществе;

поддержать  общественные организации, деятельность которых направлена на укрепление семейных ценностей, пропаганду материнства, отцовства и детства;

социально-культурная адаптация семей с ограниченными физическими возможностями,  мотивации и моделирования у детей  инвалидов желания к созданию собственной семьи на достойных примерах для подражания;

приобретение позитивного  опыта в общении семей  молодых инвалидов.

Форум проводится 21 и 22 августа 2014 года в стационарном детском оздоровительном лагере «Юлдаш» , где состоялось это красочное актуальное мероприятие.

В первый день семьи – участники показывали свое мастерство в различных жанрах. Кстати сказать, участников было 23 семьи, они представили : Абзелиловский район, Баймак, Баймакский район, Белорецк, Белебей, Зилаир, Мелеузовский  район, Кушнаренковский район, Сибай, Нуримановский район, Салават, Куюргазинский район, Уфа, Учалы, Хайбулинский район, Чишмы, Янаул.

Призерами стали семьи: Абзелиловский район I место, Чишмы II место, Сибай IIIместо.

Второй день Форума посвятили докладам и обсуждению актуальных, наболевших тем которых как оказалось немало.

Заместитель  председателя Белорецкой ГРО  «ВОИ» Сиротюк Н.А. представила доклад на одну актуальных тем; «Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни.»

Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни.

ВВЕДЕНИЕ

Многим из нас наверняка приходилось в жизни испытывать моменты, когда мы задумывались, принимая серьезное решение. А иногда такие решения принимали за нас. Например, когда родители отводили нас в детский сад или в школу, вряд ли кто-нибудь спрашивал нашего мнения. А вот когда мы поступали в вуз или на работу, меняли квартиру или ехали в отпуск, мы стремились соразмерить наши планы и способы их осуществления. Конечно, везде бывают исключения, но, как правило, взрослая жизнь — это период самостоятельных решений, которые мы принимаем на основании разных условий. Одним из этих условий является наша собственная готовность к переменам.

В нашей жизни есть много испытаний, к которым мы не всегда можем быть готовы заранее. Но к некоторым мы готовимся – самостоятельно или посещая специальные курсы; обращаемся к родным или приглашаем специалиста со стороны. Кстати, очень часто «подготовка» происходит сама собой, незаметно, исподволь. И в прежние времена, в далекой истории так в основном и было – дети перенимали манеры и правила у старших сестер и братьев, у родителей и других взрослых. И хотя правил было не так много, и жизнь неизменно текла, повторяясь из поколения в поколение, но освоиться удавалось не всем. В современном обществе с каждым годом становится все больше новых правил и сложностей, поэтому нам нужно специально готовиться ко всем этим изменениям. Знание о том, как лучше человеку подготовиться к разным испытаниям в жизни, тоже очень быстро развивается. Существует множество учреждений и разнообразных специалистов, которые нужны для того, чтобы такую подготовку осуществлять. Хотя курсов взросления вроде бы нет, но детские сады и школы, разнообразные кружки и спортивные секции, летние лагеря и площадки, телевизор и другие средства массовой информации, ну и, естественно, сама семья (не забудем и про улицу, дружеские компании!) – все эти «институты» и «факультеты» составляют целый университет, посещая который, наш ребенок становится взрослым.

Если наш ребенок не такой, как большинство других детей, то многие обычные способы социализации (т.е. освоения правил, существующих в обществе) могут быть ему (или ей) недоступны – например, если у ребенка затруднены речь или движение, слух или способность быстро реагировать, читать или считать. И все равно, с большей или меньшей скоростью дети растут и взрослеют. У них метаются вкусы, потребности, мнения. Они становятся взрослыми, даже если мы по привычке считаем их своими детьми. Благодаря усилиям родителей, специалистов и активистов организаций инвалидов, писателям и кинорежиссерам современное общество признало, что люди с инвалидностью имеют те же права, что и другие граждане, иметь доступ к важным общественным благам и вносить вклад в развитие общества. Это предполагает и права на образование, занятость, самоопределение и независимость. Общество начинает признавать, хотя и не сразу, – что люди с инвалидностью имеют право на самореализацию, в том числе, в сфере семейной жизни. Это право тоже сопряжено с целым комплексом ответственностей, не только для человека с инвалидностью, но и для его близких, а также специалистов. Адекватно подготовить ребенка к приближающейся взрослости и семейной жизни, с ее уникальными проблемами выбора и ответственностями, – это, конечно, один из величайших вызовов, который стоит перед родителями.

Сколько раз мы слышали от знакомых, видели в кино или читали в книгах счастливые и грустные семейные истории, примеры замечательных или неважных отношений между родителями и детьми. При этом мы задумывались – а сумеет ли мой сын стать достойным мужем и отцом, а дочь -достойной женой и матерью, смогут ли дети найти себе хорошую интересную работу, устроиться во взрослой жизни…

Каждый год сотни семей и специалистов обращаются в социальные службы и школы, общественные организации инвалидов с вопросами о социальном и половом развитии детей- инвалидов, о том, как положительно повлиять на их рост и развитие. О жизни, любви и успехах таких детей не так много книг и фильмов. Где взять примеры, на что опереться, с кем посоветоваться? Сейчас мой ребенок совсем маленький, а что ожидать в будущем, когда он начнет взрослеть? Что говорить дочери, которая мечтает о семье и профессии? Как относиться к сексуальности подрастающих детей?

РАЗДЕЛ I. ИНВАЛИДНОСТЬ И СЕМЬЯ 1.1. Семья ребенка-инвалида: системный подход

Определение инвалидности. Взросление и подготовка ребенка к семейной жизни. Жизненный цикл семьи ребенка-инвалида. Системная модель в подготовке детей-инвалидов к семейной жизни. Цели и нормативы подготовки детей-инвалидов к семейной жизни. Направления подготовки к семейной жизни

Определение инвалидности

Согласно российскому законодательству, инвалид – это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».

определение сравнимо с тем, которое дается Всемирной организацией здравоохранения:

Люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, из-за предрассудков общества в отношении к инвалидам. Для того, чтобы снизить воздействие этих ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов. Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность – препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни». Таким образом, инвалидность – одна из форм социального неравенства . Благодаря новой государственной социальной политике, исследователям и социальным работникам, просветительской деятельности ассоциаций, выступающих за соблюдение прав человека, постепенно происходят изменения, в том числе и в самом языке. Слово инвалид, буквально переводимое с латыни как недействительный, неосновательный. Cегодня уже практически выходит из употребления, люди избегают употреблять такие “ярлыки”, как глухой, слепой, заика, заменяя их сочетаниями “ослабленный слух (зрение, речевое развитие)”.

В русском языке уже стало привычным называть человека с серьезными нарушениями здоровья инвалидом. Сегодня именно это слово употребляется для определения степени сложности заболевания и определения социальных льгот, предоставляемых в этом случае человеку. В то же время наряду с понятием «инвалидность» применяются и такие понятия, как ограничение возможностей, нетипичное состояние здоровья, особые потребности. В истории отношение общества к людям с нарушениями развития было неодинаковым. Вместе с тем, те или иные формы социальной помощи, защиты и заботы существовали во все времена и у всех народов, отражаясь в верованиях, мировоззрении или идеологии.

Однако, в рамках социальной политики идея социальной интеграции инвалидов начала широко реализовываться только в двадцатом столетии и прежде всего через защиту равных с другими прав для отдельных слоев общества. Инвалиды оказались последними в ряду тех, кто обрел на Западе равные со всеми права. Общество не сразу осознало, что нет смысла в демократии, если существует социальная изоляция инвалидов. Этому осознанию способствовали общественные движения, выступления ученых и активистов из числа инвалидов.

Произошли изменения и в социальной политике, заключающиеся прежде всего в создании системы услуг. Определенный шаг в признании прав и достоинства инвалидов просматривается еще и в том факте, что на пост президента США был выбран Франклин Рузвельт, обе ноги которого были парализованы. Ветераны Второй мировой войны, ставшие инвалидами в результате ранений, также способствовали популяризации идеи человеческого достоинства, и многие двери открылись тем, кто раньше находился в изоляции.». Речь шла о том, чтобы люди, содержавшиеся до того в закрытых учреждениях-институциях (интернатах, колониях, психиатрических госпиталях, детских домах), могли жить, получать лечение, проходить реабилитационные, коррекционные и образовательные программы в более мягких условиях. Такие условия могли представить приемные семьи, диспансеры, службы социально-психологической поддержки, добровольческие программы помощи и так называемые групповые дома (малокомплектные интернаты на 8-10 человек, включая небольшой персонал). В то время утверждались принципы защиты прав клиента и уважения человеческого достоинства, согласно которым людям следует жить и получать необходимые услуги (медицинские, образовательные, социальные) в наименее ограничивающем окружении. Ведь ни для кого не секрет, что у детей, большую часть времени проводящих в интернате, отсутствует личный опыт интимных, близких, человеческих отношений. Некоторые дети привыкают к тому, что к ним относятся как к беспомощным и неспособным, и демонстрируют соответствующие модели поведения, чтобы снизить уровень требований, предъявляемых к ним.

Одним из важных понятий было «достоинство риска» – предположение, что те, кто высвобождается из-под строгой опеки, должны иметь право делать все, что и остальные люди, в том числе и случайные ошибки. Частично опыт взросления приобретается тогда, когда мы учимся на своих ошибках. Современная эпоха устанавливает социальную справедливость и равноправие в качестве нравственных основ общества. Принципы уважения человеческого достоинства независимо от состояния физического и психического здоровья, возраста, пола, вероисповедания и социального положения включают соблюдение прав человека, включая право на медицинское обслуживание, образование и труд.

Сегодня готовятся законы об интегрированном обучении, работают центры реабилитации, что свидетельствует в пользу другого подхода. С этой точки зрения, состояние человеческого организма может быть по-разному воспринято самим человеком и окружающими и иметь разные последствия для участников взаимодействия в зависимости от их пола и возраста, культурных традиций и социальных условий, то есть контекста рассматриваемой ситуации.

Смысл понятия инвалидности меняется в зависимости от культурных традиций и социальных условий, от пола, возраста и других статусных различий взаимодействующих между собой участников ситуации. Социальные проблемы инвалидов следует рассматривать не с точки зрения патологии человека, семьи или группы, которых следует излечить или изолировать от общества.

Нарушение физического или психического развития – это больше, чем просто медицинское явление.

Социальная модель инвалидности отсчитывает свое начало с 1970-х годов с публикаций британских ученых – активистов организаций инвалидов, а также американских исследований социальных движений. В тот период авторы выступали против содержания инвалидов в интернатах и доказывали несостоятельность традиционных патерналистских установок, свойственных социальной политике.

Современная профессиональная социальная работа с инвалидами основывается на понимании инвалидности не как патологического состояния, но как процесса ограничения возможностей, при котором нарушения телосложения, функций организма или условий окружающей среды снижают активность человека и затрудняют его социальную деятельность. Причиной ограниченных возможностей может стать недостаток или несовершенство образовательных программ, медицинских и социальных услуг, необходимых конкретному ребенку, подростку, взрослому человеку.

Взросление и подготовка ребенка к семейной жизни

Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного контекста, в котором живет человек, – семьи, дома-интерната, социального окружения в целом. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Вот почему технологии помощи инвалидам – взрослым или детям – основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этому подходу, люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, из-за предрассудков общества в отношении к инвалидам.

Задача социального работника – абилитировать, то есть усилить семью, помочь ей найти выход из критической ситуации. Отношение к стрессовой ситуации сильно влияет на то, какой путь избирает семья. Большая роль здесь принадлежит культурному стилю семьи, который может зависеть от религиозных или социально-экономических факторов. В свою очередь, культурный стиль влияет на то, как семья воспринимает ситуацию, когда развитие ребенка нарушено, как семья приспосабливается к этой ситуации, а также на способность семьи запросить и получить помощь, на уровень доверия к социальному окружению.

С другой стороны, ребенок может изменить систему семейных ценностей: такая семья может преодолеть свои прежние убеждения и представления о людях с физическими или психическими недостатками.. То, как родителям удалось организовать взаимоотношения со специалистами, работающими с их ребенком, также влияет на ориентацию семьи в ситуации кризиса. Оптимальным является вариант, когда родители и специалисты выступают как коллеги, партнеры, имеющие общую цель — развитие ребенка. В том случае, когда некомпетентность и черствость специалистов, работающих с ребенком, усиливают отчуждение семьи от профессиональной поддержки, это сказывается на замкнутости, изолированности семейной системы от социального окружения. Социальная поддержка может служить медиатором или буфером в случае, когда семья имеет дело со стрессовой ситуацией. Социальный работник может способствовать активизации ресурсов социальной поддержки на трех уровнях: родственной (например, супружеской), дружеской, соседской.

Для социального работника важно знать, что особенности жизненного стиля каждой семьи видоизменяются с течением времени. Претерпевают изменения и семейные взаимоотношения.

Вследствие природы и степени тяжести детского заболевания семьи детей-инвалидов должны быть готовы к переживанию особых событий. Этот опыт неповторим в случае каждой конкретной семьи, Начало взрослой жизни – привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации члена семьи – инвалида. Образование дает много возможностей,  как ребенку, так и родителям. Ребенок приобретает знания и навыки, развивается его уверенность и чувство независимости. Родители получают необходимую передышку. Когда период обучения завершен, семье предстоит принять решение. Мало обнадеживающая перспектива занятости инвалидов и недостаточные ресурсы для их самостоятельного проживания оставляют семье небольшой выбор альтернатив и вызывают глубокую озабоченность и тревогу родителей в этот период.

Для того, чтобы социальный работник мог помочь облегчить воздействие этих критических моментов на жизнь семьи, необходимо знать особенности возрастного развития ребенка и того, как развиваются семейные отношения. Важно помнить о том, что физическое, социальное и эмоциональное существование членов семьи является чрезвычайно взаимозависимым, и если возникают нарушения во взаимоотношениях или ухудшается здоровье одних членов семьи, это моментально вызывает изменения в жизни других. Семья нетипичного ребенка оказывается сегодня в центре внимания институтов здравоохранения, образования, социальной защиты. В то же время медицинских, образовательных и социальных услуг может быть недостаточно для того, чтобы помочь семье справиться с испытаниями. Семья контактирует с другими людьми, семьями, учреждениями и организациями. Замкнутость или открытость семьи для взаимоотношений с внешним миром сильно влияет на то, как семья справляется со своими проблемами. Контакты семьи с широким окружением (соседями, прохожими, детьми во дворе, сотрудниками, профессиональными работниками различного рода), встречи с семьями, имеющими подобные проблемы, а также отношение общества к инвалидам в самом общем смысле могут сыграть позитивную роль в жизни семьи. Если же социальное окружение отвергает ребенка, то семье приходится растить детей в одиночестве. Немаловажно и то, что в современных условиях семье зачастую бывает трудно получить необходимую информацию, сориентироваться в новом законодательстве, выбрать подходящую образовательную или оздоровительную программу для ребенка, своевременно пройти обследование, защитить свои собственные права и права ребенка. Порой родители испытывают разочарование, наталкиваясь на некомпетентность или жесткость в общении со специалистом. В этом случае важно уметь защитить себя от разрушительного влияния людской черствости, сохранить в себе стремление помочь своему ребенку и доверие к специалистам.

Одна из главных задач взаимодействия социального работника и родителей – сделать информацию и услуги доступными для семьи, а само общение родителей со специалистами – позитивным, то есть нацеленным на достижение взаимопонимания. Как этого достичь – вопрос, который решается каждой семьей по-своему, в зависимости от доступности услуг и информации, от готовности семьи работать вместе со специалистами и своим ребенком. Наличие социальной поддержки может смягчить воздействие стрессовой ситуации на семью. Семье могут понадобиться очень простые, но эффективные способы улучшения уровня подготовленности ребенка к обучению, небольшие практические советы, как выбрать детский сад или школу, что должно представлять собой взаимодействие семьи со специалистами, как достичь взаимопонимания в семье.

Социальный работник выступает посредником между конкретным человеком, нуждающимся в каком-либо виде помощи, его семьей, другими специалистами, учреждениями и обществом в целом. В этой профессии объединены функции адвоката, социального терапевта и координатора услуг, необходимых ребенку, взрослому или всей семье.

Микро (подсистемы внутри системы) социокультурные и социально-экономические факторы. Социокультурные факторы, этнические и конфессиональные ценности, отношение (-21-) широкого социального окружения формируют точку зрения, с которой члены семьи смотрят на инвалидность своего ребенка и на его (или ее) будущее. Эти же факторы определяют семейный выбор по участию в системе услуг. Социально-экономический статус семьи может определять или отражать характер и уровень ресурсов семьи.

Экономический и политический факторы. Состояние экономики и политическая атмосфера региона или страны в целом оказывают большое воздействие на программы для детей- инвалидов и их семей.

Одной из важных сторон взросления и социализации детей является их подготовка к семейной жизни. Если раньше (при социализме) данная подготовка осуществлялась прежде всего в образовательных учреждениях, то в настоящее время снова признается важность и эффективность «домашней школы», воспитания ребенка в семье. Именно к родителям ребенок испытывает наибольшее доверие, именно в семье процесс сотрудничества с ребенком в ходе его развития не знает временных границ. Заниматься развитием, обучением, воспитанием можно в любое время. Если при этом родители будут применять методически эффективные, подобранные с учетом возможностей ребенка игры, упражнения, направленные на всестороннее развитие ребенка, то успех не только гарантирован, но есть надежда на достижение высоких результатов.

Если понимать подготовку ребенка с ограниченными возможностями к семейной жизни в системе, то можно понять, что она представляет собой достаточно сложную социальную задачу, и, прежде всего, потому, что она не может быть решена в отрыве от процесса становления человека, способного самостоятельно организовывать собственную жизнь и определять жизненные перспективы. Здесь сразу же возникает вопрос, что же составляет социальную и психологическую основу готовности к семейной жизни. Подготовить к семейной жизни – значит научить ребенка быть ответственным и самостоятельным, заботливым и чутким, способным понимать себя и других и принимать решения, согласуя свои интересы с интересами членов своей семьи. Кроме того, подготовка к семейной жизни предполагает и умение поддерживать свое здоровье, так же как и здоровье тех, кто живет вместе, умение строить семейные отношения, навыки общения и управления стрессом. Кроме того, чтобы такая подготовка оказалась успешной, надо чтобы и общество было подготовлено к тому, чтобы обеспечить условия полноценной семейной жизни для тех, кто отличается от большинства обычных людей. Речь идет и об особых (так называемых ассистивных) технологиях помощи, способствующих компенсации отдельных затруднений (например, специальные компьютеры для слепых, выключатели для людей с нарушениями опорно-двигательной системы, специальные телефоны для глухих, переводящие звуки в текст и наоборот), и о поддерживающих программах для семей инвалидов, о центрах специализированной помощи, брачных агентствах и многом другом.

Именно в этих направлениях необходимо объединять усилия родителям и профессионалам, правительственным органам и общественным объединениям

Цели и нормативы подготовки к семейной жизни

В чем же состоят цели подготовки ребенка с ограниченными возможностями к семейной жизни? В первую очередь подготовка к семейной жизни не должна пониматься как работа направленная исключительно в будущее ребенка, и объяснение этому состоит не только в том, что любой период жизни человека обладает самоценностью, но и потому, что большинство людей живут семейной жизнью с самого рождения.

Наилучшим способом определения норматива готовности к семейной жизни становится описание ролевого репертуара человека в семье.

К общим задачам семейной жизни (роли «семейного человека») можно отнести:

создание адекватных условий быта (участие в этом процессе);

умение оказывать эмоциональную поддержку членам семьи и запрашивать поддержку у умение находить баланс между профессиональной (внесемейной) занятостью и семейной жизнью;

участие в материальном обеспечении семьи.

В контексте роли семейного человека подготовка к семейной жизни означает не что иное как обучение ребенка жизни в семье, т.е. не только работу, направленную в будущее, но и вмешательство, адресованное актуальным нуждам ребенка. Более того, этот компонент подготовки к семейной жизни представляется одним из наиболее значимых, поскольку он определяет успех освоения и всех других семейных ролей.

На первый взгляд, подготовка к семейной и независимой жизни кажутся противоположно направленными задачами: если человек может жить независимо, зачем ему семья. Однако точка зрения на соотношение семейной и независимой жизни определяется тем. что вкладывается в понятие независимый.

Понятие «навыки независимой жизни» не совсем привычно для отечественных практиков, его определение зарубежными коллегами включает:

знания и навыки, которые обеспечивают свободный и ответственный выбор;

владение приемами самопомощи в разных ситуациях (в том числе, умение искать и запрашивать помощь); психологическое благополучие человека.

Эти составляющие легко соотнести с традиционными задачами подготовки к семейной жизни: умение устанавливать и поддерживать долговременный контакт; находить баланс между доверием, интимностью и независимостью;

жить в близком кругу и активно поддерживать свое семейное сообщество:

реализовывать разные семейные роли (родитель, ребенок, супруг);

находить пути удовлетворения своих потребностей, не только не противоречащие интересам других, но даже согласованные с желаниями других и т.д.

По нашему мнению, человек, готовый к семейной жизни, умеет помогать и просить о помощи, знает свои возможности и ограничения, понимает, что всегда есть выбор и он несет ответственность за свой выбор, но не за все, что происходит в его жизни. Конечно, этого недостаточно для того, чтобы стать действенным супругом, родителем и даже ребенком, но без этого и не выстроить семейных отношений.

Мы полагаем, что подготовка к семейной жизни в немалой степени означает готовность человека определять иерархию этих ценностей в каждой отдельной ситуации жизни, решать ценностные конфликты и действовать в соответствие с интересами и ценностными предпочтениями других людей не в меньшей степени, чем и в своих.

Направления подготовки к семейной жизни

Подготовка детей с ограниченными возможностями к семейной жизни условно может быть разделена на три отдельных, хотя и связанных между собой направления:

стихийное (спонтанное) формирование знаний и умений, необходимых для интеграции, в том числе, и полноценной жизни в семье;

специально организованная работа по развитию навыков независимой жизни, в том числе такая работа будет включать и освоение умений, необходимых для семейной жизни; направленное вмешательство специалистов в освоение ребенком пространства семейной жизни.

Первое направление предполагает, что семейная ситуация ребенка складывается самым позитивным образом: его родители демонстрируют привязанность и заботу к ребенку, друг другу, другим членам семьи; семья успешно справляется с кризисами развития и становится для ребенка ресурсом; отношения в семье выстроены на основе баланса привязанности и независимости. Основными показателями хорошего родительства становятся: забота о базовых потребностях ребенка; обеспечение безопасности, физической и психологической; эмоциональное тепло; стимуляция детского развития; управление и установка границ; стабильность.

Социально-психологический климат семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, представляет еще одну важную характеристику для планирования социальной работы и развития программ семейного воспитания. Он формируется под влиянием множества факторов, основными из которых являются характер взаимоотношений между супругами и отношение членов семей к инвалидности детей. После того, как дети становятся или рождаются инвалидами, отношения между (-34-) супругами проходят через определенные испытания, поэтому могут претерпеть существенные изменения. Согласно данным социологических исследований , семьи, в которых отношения ухудшились, составляют не менее 10%. В тоже время есть семьи, в которых родители отмечают улучшение отношений, считают, что беда их сплотила, объединила в экстремальной ситуации, укрепила принцип “опоры друг на друга”. По разным данным такие семьи составляет от 8% до 28%.

Социально-психологический климат семей метается в зависимости от характера отношений членов семей к детям-инвалидам. Незнание родителями основных педагогических, коррекционно-воспитательных и психологических особенностей воспитания детей- инвалидов приводят к развитию гиперопеки в отношении этих детей, что значительно затрудняет процессы их социализации и в том числе подготовку к семейной жизни.

По данным социологического исследования 65% родителей отмечают адекватное отношение к детям-инвалидам. Более трети родителей (34%) проявляют гиперопеку по отношению к ним.

Следует учитывать, что в кризисных условиях российского общества одной из причин, определяющих характер взаимоотношений между родителями, а также психологический климат семей являются такие составляющие социального неблагополучия, как алкоголизм родителей, наркомания и люмпенизация. Учет подобных факторов

требуется для проведения адекватной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

Неблагоприятный психологический климат семьи, в которой есть ребенок-инвалид, несут слишком много отрицательных последствий для родителей и для ребенка. Поэтому необходима своевременная социальная поддержка родителей и родственников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами: информационная, психологическая и методологическая, способствующая разрешению возникающих проблем семейного взаимодействия и воспитания детей-инвалидов. Учреждениям социального обслуживания следует направлять усилия на проведение социальной работы с семьями для преодоления множественных кризисных проявлений, разделять с ними заботу о детях-инвалидах.

Информированность родителей

Одним из ресурсов семей в процессе воспитания детей-инвалидов является информационная поддержка по вопросам социальной защиты и помощи. Дефицит информационного ресурса лишает родителей возможности использовать необходимую социальную помощь, создает препятствия для решения семейных проблем.

По данным социологического исследования [1], только 16,7% ответили, что знают соответствующее законодательство. Наиболее оперативным источником получения информации о законодательстве для родителей являются знакомые. Этот источник указали 49,2% опрошенных. Чуть более трети родителей получают необходимую информацию от работников отдела социального обеспечения и от врача. Еще для одной пятой источником информации является пресса. Методы распространения информации среди семей с детьми- инвалидами не соответствуют реальной ситуации, при которой родители готовы получать и воспринимать информацию.

Приведем ниже данные интервью матери ребенка-инвалида, описывающее типичный случай из практики по предоставлению информации для этой категории граждан: “Когда нам давали инвалидность, мне что-то сказали, вроде бы есть такие центры. Я просидела там три часа в очереди, девочка была очень уставшая, есть хотела, и я не стала сама расспрашивать, а они сами не очень пытались рассказать ” (Инна К., 28). По мнению матерей детей-инвалидов, наиболее подходящим местом для получения информации могли бы стать любые общественные точки: сберкассы, почты, школы, поликлиники, больницы, консультативные центры и др. Информация может рассылаться по почте, располагаться на стендах в социальных учреждениях, распространяться по телефону. Важную роль в распространении информации могли бы иметь СМИ. Таким образом, результаты анализа социального положения семей с детьми-инвалидами дают возможность выделить широкий ряд факторов, позволяющих изучить проблемы семей, показать специфику воспитания детей-инвалидов. При подготовке детей-инвалидов к семейной жизни оказывать социальную помощь семьям адресно, максимально учитывая ресурсы семей.

Ресурсы и барьеры семейной жизни

В биографиях взрослых инвалидов есть немало примеров, как по-разному выстраивались в их семьях детско-родительские и супружеские отношения, что влияло на судьбы людей, кто участвовал в их жизни, кому они сами помогли состояться. Так, чрезмерный контроль и неверие в самостоятельность ребенка в отношениях родителей к детям-инвалидам может стать причиной последующей изоляции взрослого человека с инвалидностью, привести к снижению шансов на собственную семейную жизнь. Нередко случается так, что семья или образовательные учреждения вносят вклад в воспроизводство того неравенства, которая существует в обществе. Если инвалиды выучивают роли пассивных и зависимых в семье или в школе-интернате, они испытывают затем трудности во взрослой жизни. Однако, речь не о том, что инвалиду не нужна помощь, или что семья инвалида должна от нее отказываться. Несмотря на то, что для большинства из нас очевидна формула «мой дом – моя крепость!», что семья закрыта от государства и любого внешнего воздействия, все же внешнее вмешательство в частную жизнь инвалидов зачастую становится непременным условием совладания с повседневными сложностями. К сожалению, там, где подобные услуги недоступны или их объем и качество оставляют желать лучшего, семья может испытывать огромные физические и эмоциональные нагрузки, подвергаясь стрессам и распаду. И все же, для многих молодых женщин и мужчин инвалидность не означает изоляцию и одиночество, отказ от приключений, жизненных открытий и испытаний. Это испытание, благодаря которому можно выразить и укрепить себя, например, через любовь – к жизни, к людям и к себе. На собственном примере показывают, что свою судьбу, свою биографию они делают сами, с помощью родных и близких.

Отметим, что среди инвалидов не так уж часто можно встретить состоятельных людей, которые могли бы приобрести для себя специальные приспособления с дистанционным управлением – двери, бытовую технику. Однако, очень многие из тех, в чьей жизни есть место ребенку или взрослому с инвалидностью, постоянно осуществляли изменения в том, как они работают и живут. Принять инвалидность – это лишь первое сражение; второе испытание – это изменение, и как только члены семьи определяет и принимает инвалидность человека, они могут двигаться дальше, чтобы удовлетворить потребности этой личности. Некоторые из таких изменений будут осуществляться по необходимости, путем проб и ошибок, другие -потому, что мы осознаем, как они улучшают жизнь человека с инвалидностью и его семьи. Эти изменения, кроме того, позволяют снизить тот стресс, который неизменно присутствует в повседневных хлопотах семей инвалидов – особенно в российских условиях, где пока еще не создана соответствующая физическая среда и не сформировалась достойная система поддержки.

Бывает, что семья превращается как бы в закрытую капсулу, замыкаясь от общества, сокращая контакты с родственниками и знакомыми, а бывает и так, что только член семьи с инвалидностью чувствует себя в замкнутом пространстве, не бывая во внешнем мире. Такая закрытость вредна для инвалида и всей семьи, она угнетает психику, ухудшает характер и приводит к депрессии. Иногда властные родители, любя своего ребенка, чрезмерно заботясь о нем, не позволяют ему никаких самостоятельных действий или решений, и фактически не оставляют возможности для взросления. Такое доминирование может стать причиной семейных конфликтов и нередко встречает сопротивление со стороны детей.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ К СЕМЕЙНОЙ И ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ

2.1. Общие рекомендации по организации подготовки детей- инвалидов к семейной и взрослой жизни

Подготовка к семейной жизни в современном обществе. Подготовка детей-инвалидов к семейной жизни как задача родителей и специалистов. Развитие социальной компетентности. Семейная — значит взрослая. Пол и сексуальность в жизни человека с инвалидностью. Сексуальность в подготовке детей-инвалидов к семейной жизни. Развитие подростка и проблемы организации сексуального просвещения. Формирование позитивного общественного мнения об инвалидах как фактор успешной подготовки к семейной жизни

Подготовка к семейной жизни в современном обществе.

В большинстве стран мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем десять лет назад. Вместе с тем, в течение последних десятилетий резко активизировалась половая жизнь до вступления в брак, особенно в промышленно развитых регионах мира (хотя в некоторых странах эта тенденция уже достигла своего пика и начала снижаться).

В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. В моделях семьи отмечаются значительные различия, и отсутствует какое-либо свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений – незарегистрированный брак. Однако идеальным считается зарегистрированный брак, при заключении которого супруги совместно решают вопрос о числе детей.

В период взросления подростки часто оказываются в ситуациях риска. Эти ситуации помогают им определить, способны ли они решать проблемы, с которыми соприкасаются. Подростки могут ошибочно считать свое поведение лишенным какого бы то ни было риска, особенно если оно аналогично поведению взрослых людей. Иногда подростки полагают, что самым простым способом достижения статуса взрослых для них являются сексуальные отношения, беременность и рождение детей В тех случаях, когда в результате раздоров в семье, социальных изменений, гражданских беспорядков или войн нарушены семейные связи или системы социального обеспечения, положение подростков становится еще хуже. Агрессивное сексуальное поведение молодых людей нередко получает одобрение их ровесников, а общество не всегда осуждает такое поведение. В проводимых исследованиях все чаще отмечается, что рискованное сексуальное и социальное поведение чаще характерно для тех, кто начинает половую жизнь в раннем возрасте. Формирование личности, не признающей установленных обществом стандартов ответственного поведения, обостряет имеющиеся в обществе проблемы и угрожает здоровью и благосостоянию молодежи. Нищета, разлад в семье и неудовлетворенность родителей личной жизнью, различные чрезвычайные ситуации, влияющие на положение семьи, могут повысить риск того, что дети станут объектом сексуальной эксплуатации. Чаще всего объектами интереса и соблазна «богатых поклонников» и тех, кто предлагает экономические и общественные блага в качестве платы за сексуальную связь, являются молодые девушки из бедных семей. Модели ухаживания и подготовки к началу половых отношений могут быть разрушены лицами более старшего возраста, которые зачастую руководствуются только плотским чувством. Многие подростки вступают в первую половую связь со своими ровесниками . Сформировавшаяся в сознании людей картина распределения ролей предусматривает доминирование мужчин, что приводит к неравноправным отношениям мужчин и. женщин.

В разрабатываемых программах охраны репродуктивного здоровья потребности людей старшего поколения учитываются в большей мере, чем потребности молодежи, особенно подростков. Общество и чиновники не желают признать тот факт, что подростки ведут половую жизнь, несмотря на то, что имеются многочисленные доказательства этого, включая негативные последствия сексуальных отношений подростков (например, заражение инфекциями, передаваемыми половым путем, возникновение нежелательных беременностей).

Семья по-прежнему оказывает наиболее сильное воздействие на поведение и выбор подростков. Большинство подростков хотели бы получать советы и поддержку у своих родителей. Однако за редким исключением родители не готовы к обсуждению со своими детьми вопросов взросления и не уверены в отношении того, какую информацию следует предоставлять детям. Поэтому необходима подготовка родителей для оказания помощи подросткам в решении вопросов, касающихся их здоровья и полового созревания. Некоторые исследователи полагают, что отношения между родителями и детьми являются определяющим фактором в формировании поведения детей и от этих отношений зависит возраст начала половых отношений подростков и число половых партнеров. Однако, как правило, дети и родители оказываются в трудном положении при обсуждении проблем взросления. Кроме того, существуют различные приоритеты:

подростки и работники сферы охраны здоровья заинтересованы в том, чтобы избежать беременности и других рисков, связанных с половой жизнью, в то время как родители, дедушки и бабушки рассматривают в качестве проблемы сам факт вступления подростков в половую жизнь.

Откровенные обсуждения матерями и дочерьми, отцами и сыновьями вопросов, связанных с половым развитием и созреванием, по-прежнему зачастую отсутствуют. Школа не справляется с огромным комплексом задач полового просвещения. Не получив информацию по вопросам взросления в школе и в семье, подростки обращаются за этими сведениями к другим подросткам, и зачастую приходят к ошибочным выводам.

Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни как задача родителей и специалистов

Подготовка детей-инвалидов к семейной жизни в изменяющихся социально-экономических условиях современного российского общества все в большей мере требует повышения уровня образования, которое будет способствовать обеспечению равенства мужчин и женщин, их полноценному участию в жизни общества. Семья ребенка-инвалида может помочь ему в полной мере реализовать свой потенциал, при этом одной из основных задач семьи является формирование у ребенка-инвалида готовности к семейной жизни – вступлению в брак, сохранению семейных отношений, воспитанию будущих детей. Ключевыми вопросами, требующие обсуждения в этой связи становятся: нравственные основы семьи, основных функций семьи, бюджет и хозяйство, эстетика быта. Особый интерес ребенка в подростковом возрасте могут вызывать проблемы установления взаимоотношений между юношами и девушками, культура поведения влюбленных, вопросы отношения полов.

В повседневной жизни дети непосредственно перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. Такой способ передачи знаний один из самых эффективных, но к сожалению, он не всегда позволяет ребенку-инвалиду сформировать достаточно адекватное представление о трудностях и ресурсах семейной жизни. В связи с этим необходимо целенаправленно подготавливая ребенка к будущей семейной жизни, информируя его о следующих моментах об

этической и правовой стороне семейной жизни. Ребенка необходимо познакомить с основами законодательства о браке и семье, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу

Психологической стороне семейной жизни. Ребенок должен понимать основы брака и семейной жизни, психологию других людей, должен учитывать развитие чувства, должен владеть навыками общения

Физико-гигиенической стороне семейной жизни. Ребенок должен получить знания о физиологических особенностях мужского и женского организмов, правдивую информацию о половых отношениях в соответствии с возрастом. Также необходимо выработать у ребенка прочные гигиенические навыки (содержание половых органов в чистоте, умывание по вечерам; соблюдение определенных требований к одежде: она не должна раздражать эрогенные зоны, вызывать сексуальные ощущения) и высоконравственное поведение (даже маленький ребенок должен знать, что нельзя громко проситься в туалет, что переодеваться при посторонних не принято)

Хозяйственно-экономической стороне семейной жизни. Ребенка с раннего возраста надо приобщать к домашнему труду, приучать выполнять семейные обязанности. Детей нужно учить проводить досуг вместе с семьей, отдыхать в выходные вместе с родителями. Обязанности мальчика и девочки по дому можно разделить. Опыт показал, что семья распадается чаще там, где имеется психологическая незрелость супругов.

Психосексуальное развитие и сексуальное поведение человека, а также сценарий его личной жизни у всех людей складываются по-разному, подчас не всегда позитивно как для самого человека, так и для его окружения.

Во второй половине XX века во многих странах произошла так называемая «сексуальная революция», в результате которой общество столкнулось с ростом таких ставших характерными для сексуальной молодежной субкультуры явлениями, как раннее начало половой жизни, аборты, рождение внебрачных детей с нередким отказом юной матери от ребенка, заболевания, передаваемые половым путем, дестабилизация института семьи, преступления на сексуальной почве.

Таким образом, возникла объективная необходимость в разработке и внедрении профилактических образовательно-воспитательных программ в качестве одного из основных путей решения комплекса возникших социальных, медико-биологических и нравственно- психологических проблем. Как показывает практика России и других стран, наиболее оптимальным представляется демократический подход к половому воспитанию, предполагающий признание самого факта существования проблемы пола и межполовых отношений. В тоже время воспитание таких жизненных ценностей, знаний, навыков, норм и образцов поведения, которые явились бы ограничителями для возможных отклонений в процессе половой социализации ребенка.

В настоящее время можно говорить о трех направлениях ребенка-инвалида к семейной жизни – сексуальное образование, планирование семьи и подготовка к семейной жизни. Сексуальное образование носит главным образом акцентируются на медико-биологических аспектах проблемы, их основными целями являются профилактика раннего начала половой жизни, нежелательных беременностей и абортов, распространения заболеваний, передаваемых половым путем, в том числе СПИДа. Планирование семьи включают обсуждение вопросов, связанных с сексуальным и репродуктивным здоровьем человека, коррекцией рискованного сексуального поведения, подготовка подрастающего поколения к выполнению семейных (супружеских и родительских) ролей. Подготовка к семейной жизни носит комплексный образовательный характер и может включать в себя сексуальное воспитание и планирование семьи.

Можно предложить темы для обсуждения с детьми:

Различные типы семей. Зачем нужна семья.

Семья с одним родителем. Повторные браки.Как выбрать спутника жизни.

Семейные споры. Условия семейного счастья. До и после свадьбы. Свадьба. Регистрация брака. Брачный договор. Расторжение брака или сохранение союза?

Кто в семье хозяин? Роли мужчины и женщины в семье. Распределение обязанностей в семье. Что значит быть родителями. Основы воспитания. Защита материнства и детства. Семейные праздники. Как выбрать подарок. Как создать праздничную атмосферу в доме. Как украсить праздничный стол. Развлечения.

Здоровье семьи. Духовное и физическое здоровье. О здоровом питании. Семейный отдых. Быт и семья. Радость совместного труда. Уют в доме. Полезные домашние советы. Семейная экономика.

Рекомендации для специалистов

Необходимо помнить, что работа с ребенком или семьей может с различной степенью полагаться на активное участие самого ребенка-инвалида: 1) социальный работник или другой специалист помогает инвалиду, делая что-либо вместо него (или вместо нее); 2) социальный работник обучает или стимулирует к деятельности; 3) социальному работнику удается изменить установку клиента, который приобретает навыки независимой жизни и повышает свою самооценку. Во многих случаях возможно осуществить активизацию участия клиента, то есть перейти от первой задачи к третьей, и к этому следует стремиться.

В социальной работе с детьми-инвалидами важно исходить из следующего принципа: детям удается достичь гораздо больших результатов в реабилитационном процессе в целом, когда родители и специалисты становятся партнерами, работают вместе над решением поставленных задач Некоторые специалисты отмечают, что родители сами порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей, если не спросим их об этом. На первый взгляд, ребенок-инвалид должен привлекать к себе все силы и все внимание семьи. Однако этого не происходит, когда по значимости верх берут другие факторы: бедность, ухудшение здоровья других членов семьи, супружеские конфликты, другие проблемы. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители относятся к реабилитационным услугам в первую очередь как к возможности получить передышку для самих себя: они испытывают облегчение, когда ребенок начинает посещать школу или реабилитационные программы, потому что в этот момент могут, наконец, заняться своими делами.

При всем этом важно помнить, что, несмотря на отдельные примеры, на которых строятся предубеждения специалистов, большинство родителей хотят участвовать в развитии своего ребенка. Сегодня все международное сообщество приходит к мысли о том, что практика социально-реабилитационной работы нуждается в серьезном пересмотре, изменении подходов.

Что же это значит: работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство – такие понятия обычно используются, чтобы определить характер взаимодействий. Остановимся на последнем понятии – партнерстве, поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям с особыми потребностями в их индивидуальном и социальном развитии. Партнерство – это такой стиль отношений, который позволяет ставить общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

Среди принципов работы с родителями есть требование учитывать разнообразие семейных стилей и родительских стратегий. Нет одинаковых родителей. Даже супруги в одной и той же семье могут весьма отличаться друг от друга по своим установкам и ожиданиям. Поэтому то, что оказалось удачным в работе с одной семьей, совсем необязательно будет способствовать успешному партнерству с другой. Кроме того, не следует ожидать от семей одних и тех же униформных эмоциональных реакций или поведения, одинакового отношения к проблемам. Будьте готовы слушать, наблюдать и уметь договариваться, достигать компромисса. Если ребенок уже может принимать участие в ваших дискуссиях, переходите от «дуэта» к «трио»: пусть в принятии решения по поводу ребенка принимает участие он сам вместе с вами и родителями, ведь его точка зрения может очень сильно отличаться от мнения взрослых, он может неожиданно предложить новый подход к проблеме. Таким образом, ребенок становится еще одним партнером, и наши представления о потребностях детей обогащаются тем, что думают об этом сами дети.

Навыки, необходимые для установления партнерства с родителями детей-инвалидов

Избегать униформности и приветствовать разнообразие, слушать, наблюдать и достигать договоренности, быть заинтересованным и искренним, чтобы родители могли доверять вам,спрашивать «зачем» и отвечать «зачем»,

организовывать коллективную, групповую работу, объединять родителей и объединяться с родителями и другими специалистами

В этом случае ваша работа с родителями будет вознаграждена успехами развития ребенка. В работе с родителями можно наметить пять разновидностей, или тактик, в зависимости от того, взаимодействуете ли вы с одной семьей или с группой родителей, непосредственно или на дистанции, или вы развиваете сеть контактов между семьями, чтобы они могли поддерживать друг друга иногда и без вашего участия. Впрочем, некоторые тактики подходят одним родителям больше, чем другим.

1. Непосредственная работа с конкретной семьей

Социальный работник (или другой специалист) посещает семью

обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда, квартиры, проводит оценку реабилитационного потенциала семьи, учитывая ее социально-экономическое положение, социально-демографические факторы, занятость родителей и другие аспекты.

Встречаясь с семьей, старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи, спрашивает родителей о потребностях, проблемах и ресурсах, спрашивает о внешкольных занятиях ребенка, отвечает на вопросы родителей, наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его.

Родители приходят на прием к социальному работнику (или другим специалистам) родители наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования)

специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию, специалист снимает на видео родителей с ребенком, затем анализирует , результаты показывает родителям видео примеры, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе

Социальный работник организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем .Дает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами.

Социальный работник (самостоятельно или организуя других специалистов) помогает родителям выбрать книги, игрушки, специальное учебное оборудование для дома.

Социальный работник организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения реабилитационного плана.

Предоставляет родителям письменный отчет результатов тестирования или оценивания.

Передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому

Показывает родителям папку с материалами по их ребенку и обсуждает с ними ее содержание.

Организует для родителей встречу со студентами-практикантами или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах.

Опосредованная работа с конкретной семьей|.

Социальный работник, привлекая других специалистов, организует письменные извещения, информацию для родителей , Контакты по телефону.

Рекомендуются игры и занятия, которые могут проводиться родителями на дому

Рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о возможностях отдыха.

Родителям предоставляется возможность знакомиться с содержанием папки материалов по их ребенку.

Непосредственная работа с группой родителей.

Встречи с родителями в вашем офисе или комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение будущих планов.

Организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, тренировка последующих практических занятий на дому.

Показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла.

Организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциации родителей и специалистов

Привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий – праздников, фестивалей.

Опосредованная работа с группой родителей

Предоставление родителям информационных проспектов услуг, описания квалификации.

персонала, расписания работы специалистов, содержания занятий Информационный буклет о том, как и в каких случаях обратиться к конкретным

специалистам.

Подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка □ Организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или «уголке» для родителей.

Рассылка или передача опросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах.

Написание статей для местных журналов или газет.

Подготовка учебного пособия или руководства для родителей.

5. Развитие контактов между семьями

Способствовать развитию сети «нянь» среди группы родителей

Добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров.

Добиваться того, чтобы родители защищали свои права, были вовлечены в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг, на принятие решений психолого-медико-педагогической комиссией

Помогать родителям организовать клубы по интересам и мероприятия для детей

Некоторые аспекты работы с семьей нетипичного ребенка требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как она, в основном, всегда и приходит на консультацию, и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в целом намного повышает эффективность усилий специалистов. Поэтому, начиная работу с семьей, познакомьтесь не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Старайтесь хотя бы иногда планировать свои визиты так, чтобы дать отцу возможность встретиться и поговорить с вами.

Одинокие родители, семьи с низким доходом, семьи беженцев и мигрантов также требуют особого подхода, и об этом вы сможете прочитать в других разделах учебника. Нужно сказать, что те родители, которые не испытывают всех этих трудностей, также нуждаются в особом к ним подходе, ведь их инициатива и позитивный настрой могут истощиться, если они не встретят уважения к себе и собственному мнению в глазах специалистов.

Шесть компонентов присутствует в любой успешной практике взаимодействия специалистов и родителей, в частности, в той ее сфере, которая касается посещений семьи на дому:

Компоненты успешной практики

Регулярный контакт и Акцент на способностях ребенка, а не на их отсутствии

Использование вспомогательных материалов, пособий для родителей

Семья – в центре внимания, к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и всей семье) Организация групп поддержки, где обсуждают успехи и проблем

Основные аспекты подготовки к семейной жизни: рекомендации для родителей

Остановимся на четырех основных аспектах подготовки к семейной жизни: самоменеджменте для родителей, текущей диагностике, организации среды и моделировании жизненных ситуаций. Самоменеджмент для родителей

Как мы уже отмечали, многие родители детей-инвалидов сами нуждаются в помощи. Без позитивного настроя, конструктивного подхода вряд ли они смогут подготовить ребенка к семейной жизни. Поэтому начнем с подготовки родителей.

Избавляйтесь от беспокойства и поддерживайте себя. Возможность позитивных перемен в жизнедеятельности ого ребенка и взаимодействия с ним обусловлено, в первую очередь, верой в саму возможность таких перемен, поэтому необходимо научиться видеть перспективу сложившейся ситуации и обрести спокойствие.

Займите конструктивную позицию. Во многом развитие го ребенка определяет ожидание родителей и специалистов – они могут стимулировать или ограничивать развитие ребенка.

Ориентируйтесь на ребенка. В каждой ситуации полезно спрашивать себя: Нужно ли ребенку сейчас то, что мы собираемся сделать? Для чего это нужно? Как он сможет это использовать в дальнейшем?

Учитывайте индивидуальность. Попытки подвести ребенка под возрастной стандарт, как правило, оказываются источником стресса. Обращайте внимание на индивидуальные формы приспособления к миру и используйте их сильные стороны для формирования более сложных поведенческих реакций.

Опирайтесь на освоенные ребенком способы жизни. То, что ребенок делает хорошо, составляет позитивную базу его изменений, поэтому всегда, прежде чем переходить к новому и неизвестному, следует активизировать положительный опыт ребенка.

Расширяйте эмоциональные контакты с ребенком, эмоционально оценивайте ситуации. Взаимодействие всегда имеет два полюса, поэтому очень важно наладить чувственный фон вашего общения. Ваше хорошее настроение и благожелательный настрой будут способствовать формированию необходимого состояния ребенка. Позитивная эмоциональная оценка, совместное эмоциональное переживание расширяет границы социального поведения.

Организация среды

Заботьтесь о среде, удобных и приятных условиях жизни. Воздействие внешней предметной среды на ребенка бывает сильнее, чем прямое речевое указание, поэтому имеет смысл использовать пространственные возможности среды для изменения поведения. Подумайте, какие вещи нужны вашему ребенку. Какие ему нравятся больше? Как расположить вещи и мебель наиболее удобным и уютным образом?

Установите осмысленный порядок домашней жизни. Ребенок должен понимать и принимать необходимость поддержания жизненного распорядка, обучаясь самостоятельно его поддерживать. Развитие элементарных умений ухода за собой, принятия пищи, пользования электробытовыми приборами составляет важнейшее условие независимого существования в будущем.

Расширяйте общий контекст взаимодействия. Необходимо предоставлять ребенку возможности взаимодействия в разных ситуациях: игры и труда, магазина и больницы, театра и природы, что способствует расширению его социального опыта.

Используйте возможности музыки для развития ребенка. Прослушивание музыки, пение, танцы могут стать средствами самовыражения, отдыха, общения. Музыка помогает тогда, когда слово оказывается бессильным.

5. Учите ребенка обращаться с техникой. Ребенок-инвалид, как правило, испытывает тягу к различным механизмам и бытовой технике, легко обучается их использовать. Магнитофон, телевизор, пылесос, мобильный телефон могут стать источником интереса не только к технике, но и к миру человеческих взаимодействий.

6 Предоставляйте ребенку возможность выбора. Речь идет о выборе игрушек, еды, одежды, порядка выполнения действий. Спрашивайте, почему он предпочитает то или иное.

Моделирование жизненных ситуаций

Побуждайте ребенка к игре. Игра дает возможность моделирования жизненных ситуаций, проектирует поведенческие стратегии. Поощрение и стимуляция игры, организация совместных игр может стать полем ненасильственного изменения поведения ребенка.

Отрабатывайте в игре сюжеты семейного взаимодействия. Поощряйте игры типа дочки- матери, обсуждайте поведение различных персонажей. Иногда ребенку гораздо больше нравится играть роли зверей, чем людей, в таком случае старайтесь моделировать ситуации помощи, поддержки, разбирайте проявления агрессии, злобы, жалости, радости, совместного действия.

Активизируйте развитие речи. Каждый раз отмечайте и поощряйте использование новых слов и словесных конструкций. Позитивное подкрепление речевого развития влияет на изменение личности ребенка в целом.

Побуждайте ребенка примерно с 6-7 лет делиться своими переживаниями, сами рассказывайте ему о различных событиях, спрашивайте его мнение.

Если вы выходите из дома, обращайте внимание на поведение других людей, задавайте вопросы, просите прокомментировать, как ведут себя взрослые и дети, мальчики и девочки, мужчины и женщины.

Если вы хотите, чтобы ваш сын вел себя, как мужчина, а дочь, как женщина, фиксируйте различия в поведении, манерах держаться, разговорной речи, эмоциональных проявлениях у мужчин и женщин. Спрашивайте, чье поведение вашему сыну или дочери нравится больше? Используйте примеры литературных произведений, теле и видео продукции.

Посоветуйтесь со специалистом об особенностях сексуального развития и просвещения.

Побуждайте вашего сына или дочь ставить цели, помогайте в их достижении. Планируйте будущее. Способствуйте профессиональной ориентации, просите друзей и знакомых рассказывать о своей профессии вашему ребенку.

Приглашайте в дом ровесников вашего ребенка. Обсуждайте особенности таких встреч.

Узнайте, проводятся ли в вашем городе специализированные детско-родительские тренинги, тренинги для детей и подростков, людей с особым типом развития? Старайтесь участвовать в них. По окончании делитесь впечатлениями, подводите итоги. Что нового вы узнали о себе и своем ребенке?

Развитие социальной компетентности

Подготовка к семейной жизни, как и, например, содействие в выборе профессии и построении карьеры, совершается во многом стихийно: за счет повседневного общения в семье, со сверстниками; приобретения опыта выстраивания отношений; чтения книг; просмотра фильмов. Тем не менее, дети и подростки с ограниченными возможностями часто нуждаются в особо организованной работе по формированию и развитию личных ресурсов, необходимых для действенного решения проблем взаимоотношений. Специально организованная работа всегда полезна в ситуации дефицита ресурсов для спонтанного развития – а такие условия складываются не только в жизни детей с ограниченными возможностями, но и у их здоровых сверстников. Не секрет, что многие родители не всегда используют те приемы обратной связи, обсуждения с детьми проблем отношений, выражения отношений и чувств, которые располагают ребенка к усвоению наиболее действенного поведения в ситуации взаимодействия с другими. Массовая культура скорее предоставляет целый набор стереотипов, опора на которые затруднит формирование адекватного отношения к проблемам общения, чем те образцы поведения, которые пробуждают рефлексию подростков.

Эффективность такой специально организованной работы будет зависеть от того, насколько удастся связать ее со спонтанным формированием компетентности ребенка в вопросах общения, ответственного отношения к себе и

другим. Поэтому представляется важным осуществлять такую работу сразу в двух направлениях:

оптимизация опыта, знаний и навыков семейного и профессионального окружения ребенка;

обучения детей приемам завязывания и поддерживания отношений, организации

независимой жизни право человека иметь свободный доступ к жилью и среде обитания, социальной инфраструктуре и транспорту, работе и образованию, медицинскому обслуживанию и социальным услугам.

все то, что дает возможность инвалиду считать себя Личностью и быть независимым человеком .

В мире существуют такие организации инвалидов, которые специально занимаются вопросами продвижения идеологии и практики независимой жизни. Такие организации называются центрами независимой жизни (ЦНЖ), они появляются и в России. Центр независимой жизни — это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной архитектурной среды и консервативного в отношении людей, имеющих инвалидность, общественного сознания, создают для людей с инвалидностью режим равных возможностей.

Общественные организации инвалидов предоставляют возможности взаимной поддержки, развития таких важных жизненных навыков, как уверенность, умение общаться, целенаправленность – ведь именно они являются основой взрослой жизни. Важным ресурсом в деле подготовки ребенка-инвалида к семейной жизни являются общественные организации инвалидов, из которых самые старейшие – Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество глухих (ВОГ), Всероссийское общество слепых (ВОС) – имеют свои отделения во всех городах России.

Подготовка к семейной жизни начинается в раннем детстве. Мы полагаем вслед за многими уважаемыми исследователями и практиками, что независимо от состояния развития и здоровья человека социальная компетентность включает одни и те же умения и знания. Тогда что же особенного в подготовке к независимой жизни ребенка с ограниченными возможностями? Несомненно, это те особые барьеры и трудности, которые возникают в ресурсах самих детей и представлениях их окружения. В таблице 1 приведен перечень важных для подготовки к семейной жизни навыков и умений, а также те ограничения, которые возникают в процессе воспитания ребенка с особыми потребностями. Эти навыки и знания мы разделили на три группы:

понимание чувств; выстраивание отношений; досуг.

Семейная жизнь – значит взрослая жизнь.

Взросление связано с приобретением навыков и прав на независимость, самостоятельность. Независимая жизнь – это возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. Это способ мышления, психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, от физических возможностей, от окружающей среды и степени развития систем служб поддержки. Это понятие включает контроль над собственными делами, участие в повседневной жизни общества, исполнение целого ряда социальных ролей и принятие решений, ведущих к самоопределению и уменьшению психологической или физической зависимости от других.

Независимая жизнь инвалидов – это возможность самим определять и выбирать такой образ жизни, который позволяет самостоятельно принимать решения и свободно управлять обстоятельствами в разных жизненных ситуациях.

право человека быть неотъемлемой частью современного общества, и принимая активное участие в социальных и политических процессах, иметь свободу выбора.

возможность иметь право полного участия в процессах медицинской и социальной реабилитации, и быть главным экспертом в оценке их качества.

право человека иметь свободный доступ к жилью и среде обитания, социальной инфраструктуре и транспорту, работе и образованию, медицинскому обслуживанию и социальным услугам.

все то, что дает возможность инвалиду считать себя Личностью и быть независимым человеком .

В мире существуют такие организации инвалидов, которые специально занимаются вопросами продвижения идеологии и практики независимой жизни. Такие организации называются центрами независимой жизни (ЦНЖ), они появляются и в России. Центр независимой жизни — это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной архитектурной среды и консервативного в отношении людей, имеющих инвалидность, общественного сознания, создают для людей с инвалидностью режим равных возможностей.

Общественные организации инвалидов предоставляют возможности взаимной поддержки, развития таких важных жизненных навыков, как уверенность, умение общаться, целенаправленность – ведь именно они являются основой взрослой жизни. Важным ресурсом в деле подготовки ребенка-инвалида к семейной жизни являются общественные организации инвалидов, из которых самые старейшие – Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество глухих (ВОГ), Всероссийское общество слепых (ВОС) – имеют свои отделения во всех городах России, в которых накоплен огромный опыт и есть большой потенциал для этой важной работы.

Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»